Юрий Тавровский
Китайские руководители, похоже, все еще возлагают на ?большую двадцатку? немалые надежды. Освоив правила игры из учебника глобализма, китайцы за минувшее десятилетие не только почти не пострадали от мирового финансового кризиса 2008-2009-х годов, но и приумножили свои ресурсы и капиталы. Естественно, они хотят ?продолжения банкета? по опробованным правилам глобализма. В Пекине не забыли, что с начала своей деятельности в 2008 году ?Большая двадцатка? сыграла положительную роль в смягчение и преодоления пика финансового кризиса. Сейчас в китайской столице надеются, что организация способна превратиться из антикризисного механизма в структуру долгосрочного глобального управления, подготовить и осуществить системную реформу мировых экономики и финансов. Нынешний саммит как раз призван сыграть связующую роль между днями сегодняшними и завтрашними с временами десятилетней давности.
Конечно, участники ?восхождения на вершину? в китайском Ханчжоу будут соблюдать все правила этикета. ?Шерпы? лидеров ?большой двадцатки? с начала года определили 9 приоритетных направлений и 48 руководящих принципов структурных реформ мировой экономики, разработали систему показателей оценки результатов реформ, приняли "Инициативу о создании глобального союза инфраструктурной взаимосвязанности".
Крушение однополярного мира, ненадолго возникшего после распада Советского Союза, проявляется в повсеместном росте центробежных настроений. Россия, несмотря на небывалое экономическое, военное и информационное давление, неуклонно расширяет поле независимой внешней политики и все более явно тяготится правилами ?вашингтонского консенсуса? в экономике и финансах. Выход Великобритании из Евросоюза начал процесс дезинтеграции этого важнейшего для системы глобализации экономического блока. Покончить со статусом американских протекторатов стремятся влиятельные круги Японии и Южной Кореи. Параллельно продолжается создание неподконтрольных Вашингтону экономических (ЕАЭС, ШОС, БРИКС) и финансовых (АБИИ, Новый банк БРИКС, Фонд ?Шелковый путь?) структур. С блоком ТПП конкурирует проект соглашения о региональном комплексном экономическом партнерстве в Восточной Азии (РСЕП). Даже американские союзники Япония и Южная Корея ведут с Китаем переговоры о создании зоны свободной торговли. Реализация инициативы ?Один пояс и один путь? может означать возникновение зоны экономического взаимодействия и свободной торговли в масштабах всего материка Евразии.
В условиях экономической дискриминации и военно-политического окружения, Китай и Россия постоянно повышают уровень координации своих действий. Это проявляется на многих международных площадках, в том числе и ?большой двадцатке?. Китайцы оказали нам поддержку при подготовке и проведении саммита в Санкт-Петербурге три года назад. В свою очередь, наши ?шерпы? оказали максимальное содействие китайским в подготовке саммита в Ханчжоу. В сентябре руководители наших стран встретятся в этом городе впервые после принятия в июне нынешнего года ?Совместного заявления Китая и России об укреплении глобальной стратегической стабильности?. Вряд ли стоит сомневаться, что эта возможность наполнить реальным содержанием столь важный документ будет упущена. От российско-китайского взаимопонимания и взаимодействия в современном мире зависит очень многое. А будет зависеть еще больше.
Автор: профессор Российского университета дружбы народов