3 июня, ?Жэньминь жибао? онлайн -- Член Политбюро ЦК КПК, заместитель премьера Госсовета КНР и глава китайской делегации на китайско-американском всестороннем экономическом диалоге Лю Хэ утром 2 июня провел переговоры по видеосвязи с министром финансов США Джанет Йеллен. Собеседники заявили, что считают китайско-американские экономические связи чрезвычайно важными. Стороны, исходя из духа равноправия и взаимного уважения, провели широкое обсуждение макроэкономической ситуации, многостороннего и двустороннего сотрудничества, а также откровенно обменялись мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес.
США также опубликовали краткие сведения о диалоге. Стороны отметили, что намерены продолжать общение.
Переговоры, состоявшиеся в среду, прошли после общения Лю Хэ с представителем США на торговых переговорах Кэтрин Тай на прошлой неделе. Такая ситуация свидетельствует о полном восстановлении общения между высокопоставленными чиновниками КНР и США по экономическим вопросам, это крайне заметно на фоне относительно напряженных в настоящее время двусторонних отношений.
Связи между КНР и США ухудшаются с 2018 года, когда Вашингтон начал торговую войну против Китая. Вплоть до настоящего времени Соединенные Штаты уже использовали большое количество разных приемов, однако, оглядываясь назад, можно сказать, что с самого начала торгово-экономическая война практически не имела никакого эффекта, в прошлом году двусторонний торговой оборот не упал, а наоборот увеличился, за первые четыре месяца этого года товарооборот вырос на 50%.
За более чем трехлетнюю торговую войну Китай и США, скорее всего, уже лучше понимают реальную мощь друг друга и какую роль страны играют в двусторонних торгово-экономических отношениях. В текущем взаимодействии информация, публикуемая высокопоставленными чиновниками двух стран, представляется мирной и позитивной. Такое положение также формирует представление о том, что КНР и США более трезво и рационально рассматривают совместное сотрудничество в экономике и торговле.
Факты свидетельствуют о том, что экономики двух стран неразделимы. Администрация Трампа ввела высокие тарифы на китайскую продукцию, однако это не только стало причиной для постоянного подъема товарооборота после краткосрочного падения, американская сторона не смогла добиться ни одной поставленной цели, как планировала. Здесь речь идет о стремлении США вернуть американское производство из Китая в страну, сократить пассивный торговый баланс, ослабить экономику КНР для того, чтобы надавить на Пекин пойти на политические уступки. А высокие тарифы в значительной степени оказали негативное влияние на американские предприятия и семьи.
Следует отметить, что сегодня экономика США намного слабее, чем три или четыре года назад, а политические изменения и удар эпидемии сделали проблемы Соединенных Штатов более острыми, постоянное количественное смягчение ослабляет уверенность мира в американском долларе. Сегодня ресурсов у США для экономического противостояния с Китаем становится все меньше.
Соединенные Штаты испытывают кризис на фоне подъема Китая не потому, что брошен вызов их военному превосходству, и не потому, что старые союзнические отношения оказываются под влиянием Китая, а из-за относительного упадка их экономической мощи и жизнеспособности. Чтобы решить эту проблему, Вашингтону следует искать ответы в новой реальности, сформированной глобализацией.
В настоящее время в мире насчитывается более 120 стран, товарооборот которых с Китаем больше, чем с США. В такой ситуации выход американских компаний из китайского рынка будет означать для них потерю возможности стать ведущими глобальными предприятиями. Именно поэтому, с одной стороны, сохраняется торговая война, а с другой, американские компании продолжают увеличивать инвестиции в КНР.
Позиция Китая довольно стабильная. Китай не желает противостояния с США, однако если американская сторона будет настаивать на конфронтации, Китай примет вызов. Резкий рост торговли между двумя странами с прошлого года предоставил сбалансированные сигналы, которые противоречат существующей двусторонней политической напряженности, а также подтолкнул на размышления о новой стабильной структуре для китайско-американских отношений.