Корреспондент газеты ?Жэньминь жибао? Чжан Гуанчжэн
19 декабря, ?Жэньминь жибао? онлайн -- США произвели тестовый запуск ракеты, включенной в Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, из которого США недавно вышли. Мир живет без одного из важнейших договоров по контролю над вооружениями. На горизонте появляются риск и угрозы. Консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий считает, что российско-американские отношения переживают очень сложный период, нельзя исключать, что Россия испытает собственную баллистическую ракету средней дальности в качестве ответной меры.
Газета ?Жэньминь жибао?: По вашему мнению, вызовет ли развитие ракетного потенциала США гонку вооружений в мире?
Андрей Баклицкий: Испытание США баллистической ракеты средней дальности наземного базирования стало новым витком в развитии военных технологий. Нельзя исключать, что Россия испытает собственную баллистическую ракету средней дальности в качестве ответной меры. В тоже время, Москва планирует придерживаться объявленного моратория на размещение ракет наземного базирования в тех регионах мира, в которых не развернуты американские ракеты, что оставляет возможности избежать гонки вооружений, если США не перейдут к размещению. Что касается других стран мира, то они не были ограничены ДРСМД, и исчезновение договора не повлияет на их политику напрямую. При этом, в случае развертывания новых американских ракет, страны, которым этим ракеты будут угрожать, могут начать наращивать свои арсеналы, что может подтолкнуть мир к новой гонке ракетных вооружений.
Газета ?Жэньминь жибао?: В чем заключается противоречие между Россией и США в области контроля над вооружениями?
Андрей Баклицкий: Главное противоречие между Россией и текущей администрацией США заключается в разных оценках значимости системы контроля над вооружениями. Москва видит договоры в этой сфере как важный элемент обеспечения национальной и международной безопасности. Вашингтон в настоящее время рассматривает контроль над вооружениями как ограничение, навязанное США извне, ценность которого не очевидна. Это привело к выходу из ДРСМД и поставило под угрозу целый ряд других международных соглашений.
Газета ?Жэньминь жибао?: Какие меры предпринимает Россия для реагирования на разрушение баланса сил со стороны США?
Андрей Баклицкий: Мы все еще не знаем, какой будет итоговая позиция США в отношении продления нового ДСНВ, американские официальные лица повторяют, что продолжается межведомственный процесс оценки ситуации, в результате которого будет принято решение. Тот факт, что он продолжается уже три года, выглядит не очень оптимистично, но отчасти это связано с постоянной сменой руководства американских министерств и ведомств – с уходом Джона Болтона с поста советника по национальной безопасности, шансы на продление ДСНВ несколько выросли. В тоже время, администрация Дональда Трампа продолжает настаивать на обсуждении трёхстороннего контроля над вооружениями с Россией и Китаем, несмотря на отсутствие интереса со стороны Пекина и Москвы. Американская сторона намекает на то, что конкретные предложения в этой связи будут опубликованы в начале следующего года. Итоги обсуждения этого проекта окажут заметное влияние на продление или не продление ДСНВ. Пока действия США не оказали заметного влияния на баланс сил с Россией в ядерной сфере, но в случае не продления ДСНВ мы окажемся в значительно более сложной ситуации.
Газета ?Жэньминь жибао?: Какие позиции у стран ЕС в отношении России в области контроля над вооружениями?
Андрей Баклицкий: Страны ЕС демонстрируют понятную озабоченность в связи с распадом существующей системы контроля над ядерными вооружениями, которая способствовала обеспечению безопасности Европы. В тоже время, тесная связь европейских стран с НАТО и США ограничивает их возможности по ведению диалога с Россией вне блоковых рамок. На этом фоне инициатива Парижа наладить взаимодействие с Москвой заслуживает максимальной поддержки, но будет наталкиваться на все те же ограничения.
Газета ?Жэньминь жибао?: Какую перспективу российско-американских отношений вы видите?
Андрей Баклицкий: Российско-американские отношения переживают очень сложный период. Тем не менее, безотносительно политики конкретной администрации в Вашингтоне, Россия и США останутся крупнейшими ядерными державами, которые обречены на взаимодействие друг с другом. На каком-то моменте администрация США будет вынуждена вспомнить, для чего заключались договоры по контролю над вооружениями в годы Холодной войны и какую роль в обеспечении безопасности США они играли. Вопрос сейчас заключается в том, сколько витков разрушения существующих договоров нас ждет и насколько накалится международная обстановка до того, как мы сможем вернуться к серьезному взаимодействию и дипломатии.