13 июля, ?Жэньминь жибао? онлайн -- 29 июня в Золотом зале Дома народных собраний в Пекине прошла церемония вручения ордена Первого июля. Один из лауреатов — 76-летний Лю Гуйцзинь, первый спецпредставитель правительства КНР по делам Африки и бывший посол КНР в ЮАР. Он стал единственным дипломатом среди получателей этой высшей партийной награды.
Лю Гуйцзинь вступил в Коммунистическую партию Китая в августе 1971 года. Всю свою жизнь он посвятил дипломатической службе в Африке, долгое время жил в африканских странах, и сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, он продолжает вносить вклад в углубление китайско-африканского сотрудничества в качестве первого специального представителя правительства КНР по делам Африки. Лю Гуйцзинь активно содействовал созданию Форума сотрудничества Китай-Африка (ФОКАК), со всей преданностью и ответственностью подошел к делу наследования дружбы между Китаем и Африкой и углубления китайско-африканского сотрудничества, внес выдающийся вклад в развитие китайско-африканских отношений, твердо отстаивая интересы и международный имидж Китая в Африке.
Лю Гуйцзинь как-то в интервью с гордостью сказал: “Когда я ступил на африканскую землю и приступил к своей дипломатической работе в Африке, я влюбился в эту страну”. За 17 лет работы в Африке Лю Гуйцзинь посетил все 54 африканские страны, за исключением двух небольших государств, которые на тот момент еще не установили дипломатические отношения с Китаем.
Как бывший посол Китая в ЮАР, Лю Гуйцзинь рассказал о двух южноафриканских правителях. Нельсон Мандела видел в освобождении Китая вдохновение для борьбы угнетенных народов; Табо Мбеки рассматривал развитие Китая как надежду для народов Африки, и даже для всего мира.
Именно благодаря совместному обучению, совместному строительству и совместному развитию старшего поколения китайских революционеров и нескольких африканских лидеров, дружба двух стран столь глубоко укоренилась в сердцах народов Китая и Африки.
В 2007 году западные СМИ и известные политики делают попытки очернить Китай в свете конфликта в суданском Дарфуре, утверждая, что открытие Китаем нефти в Судане является косвенной поддержкой геноцида в Дарфуре. 10 мая того же года 62-летний Лю Гуйцзинь “получает приказ в минуту опасности” – назначение на должность первого спецпредставителя правительства КНР по делам Африки.
Лю Гуйцзинь, который в то время только что покинул пост посла КНР в Южной Африке, вспоминает, что в той ситуации на него были возложены две миссии. Первая миссия заключалась в содействии началу переговоров и урегулировании конфликта в Судане. Вторая – дать внешнему миру понять позицию Китая по данному вопросу и уменьшить оказываемое на него внешнее давление.
Широкое признание в этом процессе африканскими странами внешней политики Китая до глубины души тронуло Лю Гуйцзиня. “Это связано с тем, что Китай не преследует личных геополитических интересов, как это делают другие страны. Учреждение должности спецпредставителя еще раз подчеркнуло приверженность Китая концепции невмешательства во внутренние дела, его поддержку посреднических усилий Африканского союза и Организации Объединенных Наций и его стремление к мирному решению конфликта в Дарфуре без вмешательства во внутренние дела Судана”, – к такому выводу пришел Лю Гуйцзинь.
В современном мире, ввиду роста торгового протекционизма и унилатерализма, сам Китай также сталкивается со значительным давлением. По мнению Лю Гуйцзиня, в будущем перед китайской дипломатией встанут новые вызовы, и в то же время от нее потребуется больше усилий.
“Перед нами стоят очень серьезные задачи и непростые вызовы, но ради борьбы за построение сообщества единой судьбы человечества и единых интересов наши цели более грандиозные”, – подчеркнул Лю Гуйцзинь.
(Редактор:Deng Jie、Русская редакция)