13 июля, ?Жэньминь жибао? онлайн -- “Пока я жива, я буду стоять за кафедрой и отдавать все свои силы”, – сказала Чжан Гуймэй в своем выступлении на церемонии вручения ордена Первого июля.
Взгляды зрителей всей страны, смотревших прямую трансляцию, были прикованы к ее рукам, залепленных пластырями – тем самым рукам, благодаря которым почти 2 000 сельских девочек смогли получить образование.
Чжан Гуймэй ввели в зал Дома народных собраний в Пекине, осторожно поддерживая под руку. На прошедшем в феврале этого года собрании по подведению итогов и награждению отличившихся в борьбе с бедностью Чжан Гуймэй принимала медаль, сидя в инвалидной коляске.
Хотя ей уже 64 года, последние 12 лет она почти не отдыхала. А еще у нее 23 “болячки”, такие как эмфизема, фиброз легких и атрофия мозжечка.
За 12 лет она прошла около 11 тысяч километров, переходя от дома к дому, так 2000 сельских девочек было принято в стены ее школы. “Та гора настолько велика, что некоторые из девочек стали в своих семьях первыми ученицами средней школы за многие поколения”. Одну за другой она убеждала семьи, испытывающие финансовые затруднения или придерживающиеся идеологии “лелеять мальчиков и пренебрегать девочками”: “Обучение в нашей средней школе совершенно бесплатное, мы можем помочь и с платой за университет”.
Родом из провинции Ляонин, Чжан Гуймэй в 17 лет приехала в Юньнань для участия в строительстве приграничных районов, а затем вместе с мужем работала в одной из школ города Дали той же провинции. В 1996 году семью постигло несчастье – у мужа Чжан Гуймэй диагностировали рак желудка в последней стадии. Все семейные сбережения она отдала на лечение супруга, но, к сожалению, он скончался.
Впоследствии Чжан Гуймэй переехала в уезд Хуапин в провинции Юньнань, где стала преподавать в центральной средней школе. Но менее чем через шесть месяцев у нее обнаружили миому матки весом около 2,5 кг. Чжан Гуймэй впала в отчаяние, ведь все средства были потрачены на лечение мужа. Коллеги старались поддержать ее, убеждали ее лечиться; тогдашний начальник уезда Хуапин успокаивал ее: “Не бойся, как бы бедны мы ни были, мы спасем тебя”.
Уезд Хуапин выступил с инициативой собрать деньги для Чжан Гуймэй. Вскоре после этого ей сделали операцию.
“Меня спасли, но для чего же мне жить?”. С этого момента у нее началась новая жизнь, которую она отдала уезду Хуапин.
У Чжан Гуймэй нет своих детей, но с 2001 года она на общественных началах занимает должность директора приюта уезда Хуапин, все его воспитанники называют ее мамой.
Постепенно Чжан Гуймэй стала замечать, что учениц на уроках становится все меньше и меньше, а некоторые девочки и вовсе бросили школу. В бедных семьях возможность учиться имеют лишь мальчики. В горных районах, девочки, вырастая, вынуждены либо отправляться на заработки, либо рано выходить замуж. Если в семье рождалась девочка, ее не ценили, а скорее считали лишним ртом.
Чжан Гуймэй считает, что получившая образование женщина может остановить передачу бедности из поколения в поколение. Она решает открыть бесплатную школу для девочек-подростков из бедных горных районов. Хотя у нее не было средств, и она работала лишь классным руководителем, она была полна решимости осуществить задуманное.
Знакомство с журналисткой, обратившей внимание на эту представительницу партии в старых штанах, стало судьбоносным: ее история попала в СМИ, и на проблему обратили внимание.
За десять лет под руководством Чжан Гуймэй и благодаря совместным усилиям учителей, учениц и родителей, средняя школа для девочек уезда Хуапин принесла плодотворные результаты: в 2011 году по результатам Единого государственного экзамена 69 из 96 выпускниц первого набора средней школы успешно поступили в вузы. В 2020 году уже 150 из 159 воспитанниц школы стали студентками и получили путевку в жизнь.
(Редактор:Deng Jie、Ян Цянь)