Москва, 13 декабря /Синьхуа/ -- Несмотря на потерю надежды на скорое улучшение отношений с Западом, Россия в 2017 году усилила свое влияние в качестве крупной державы за счет действий на Среднем Востоке, сыграла важную роль в продвижении политического урегулирования в Сирии. Одновременно с этим продолжился российский "разворот на Восток", в особенности укрепилось сотрудничество с Китаем в рамках инициативы "Пояс и путь" с расчетом на укрепление экономики.
Российская дипломатия в 2017 году танцевала между разочарованиями и надеждами, вносила оживление в ситуацию на международной арене.
Разочарование в США
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков, комментируя 9 декабря договор о РСМД, заявил, что очередные попытки запугать Россию санкциями смехотворны. "Американским политикам и дипломатам пора уже уяснить, что экономическое и военное давление на Россию не сработает", -- подчеркнул он.
Если российско-американские отношения продолжат ухудшаться, США могут выйти из договора о РСМД. Российская сторона вновь предупредила США, что в подобном случае РФ ответит зеркально.
Помимо этого, разрушительной силой для отношений России и США наполнены неразрешенные сложные вопросы, включая Russiagate, спор о дипломатической собственности и "медийную войну". Сигналы из различных сфер -- от безопасности и дипломатии до СМИ -- свидетельствуют о том, что состояние российско-американских связей ухудшилось от "холодного мира" до "новой холодной войны".
Президент США Дональд Трамп до и после своего избрания часто взаимодействовал с президентом РФ Владимиром Путиным, заочно хвалил его. Российское общественное мнение ранее с оптимизмом смотрело на перспективы российско-американских отношений, наиболее пессимистичные суждения утверждали, что даже если отношения России и США не смогут улучшиться, то, по крайней мере, возможно смягчение.
Замдиректора Центра европейских исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов в интервью Синьхуа заявил, что переговоры В. Путина и Д. Трампа в Германии не привели к улучшению российско-американских отношений. Связано это, по словам эксперта, с крайне ограниченными возможностями Д. Трампа и его администрации в тех внутриполитических условиях, которые сложились в США.
"Любой шаг Д. Трампа навстречу России и даже любой личный контакт с представителем РФ являются ударом по внутриполитическим позициям Д. Трампа. В связи с этим, контакты В. Путина и Д. Трампа не могли привести к серьезным подвижкам. Администрация Д. Трампа несвободна в своих решениях", -- считает специалист.
Д. Суслов отметил, что к концу 2017 года российско-американские отношения стали еще хуже, чем были в его начале.
Танец на Среднем Востоке
На днях В. Путин нанес визиты в Сирию, Египет и Турцию. 11 декабря на российской военно-воздушной базе Хмеймим в Сирии он объявил, что отдал приказ о начале вывода войск из этой средневосточной страны.
22 ноября в российском городе Сочи состоялась трехсторонняя встреча по сирийской проблеме В. Путина, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Ирана Хасана Роухани, на которой были намечены пути политического урегулирования этого вопроса.
Сирийский кризис разразился в 2011 году. За счет мощной поддержки ВКС РФ сирийское правительство вернуло контроль над большей частью территории страны, в новых условиях запуска послевоенного восстановления оно крайне нуждается в решительных шагах на пути политического урегулирования кризиса. Данный саммит трех стран еще более акцентировал важную роль России в решении сирийской проблемы.
В августе текущего года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров нанес визиты в три страны Персидского залива -- Кувейт, ОАЭ и Катар. В начале сентября он посетил Саудовскую Аравию и Иорданию. В октябре король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд нанес исторический визит в Россию, став первым саудовским монархом, посетившим РФ с официальным визитом. В начале ноября В. Путин совершил визит в Иран.
По словам Д. Суслова, в Сирии Россия продемонстрировала свою способность решать задачи, поэтому средневосточные страны начинают все чаще оглядываться в сторону Москвы. "При этом цель России -- не стать гегемоном на Среднем Востоке, а сформировать такую сеть региональных взаимоотношений, которые бы исключили возможность гегемонии и создали бы на Среднем Востоке ситуацию баланса", -- отмечает эксперт.
Надежды в АТР
В своей авторской статье, опубликованной накануне 25-й неформальной встречи руководителей АТЭС в Дананге, В. Путин заявил, что Россия поддерживает идею формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли /АТЗСТ/. "Видим в этом практический интерес, возможность укрепить позиции на динамично растущих рынках АТР. Отмечу, что за прошедшие пять лет доля экономик АТЭС во внешней торговле России увеличилась с 23 до 31 проц., а в экспорте -- с 17 до 24 проц. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся", -- подчеркнул президент РФ.
В сентябре нынешнего года во Владивостоке состоялся 3-й Восточный экономический форум. РФ с 2015 года ежегодно проводит данное мероприятие, чтобы привлечь инвестиции из Китая, Японии, Республики Корея и стран АСЕАН, ускорить социально-экономическое развитие Дальнего Востока, придать импульс росту российской экономики в целом.
Китай является крупнейшим торговым партнером России, РФ активно поддерживает строительство "Пояса и пути", является его важным участником и ключевым партнером по сотрудничеству.
На встрече с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном в конце ноября В. Путин заявил, что в настоящее время отмечаются благоприятные тенденции роста объемов российско-китайской торговли, активно развивается сотрудничество в области энергетики, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства и между регионами. По словам президента РФ, Евразийский экономический союз и инициатива "Пояс и путь" дополняют друг друга, и Россия надеется, что стороны смогут успешно состыковать их и в еще большей степени реализовать принцип взаимной выгоды и общего выигрыша.
Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов отмечает, что российский Дальний Восток всегда развивался слабее, чем западная часть страны или Сибирь по объективным причинам. Эксперт считает, что для интеграции в АТР российскому Дальнему Востоку нужно, прежде всего, решать свои проблемы развития.
По словам Ф. Лукьянова, вектор России в направлении интеграции в АТР четко обозначен. "Классический европоцентризм нашего мышления, когда все, кроме западного направления, воспринималось как второстепенное, сейчас начинает преодолеваться", -- говорит эксперт.