Григорий Трофимчук
Как известно, окончательное решение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) было принято во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию и его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в 2015 году. Новизна этого проекта состояла не только в том, что на территории евразийского континента впервые складывались два таких мощных экономических потенциала, но даже в самом, не часто употребляемом русском слове ?сопряжение?, который очень долго, как мы помним, обсуждался тогда и наблюдателями, и прессой.
Сегодня, спустя два года после судьбоносного решения, не только этот термин воспринимается уже в рабочем порядке, но и сама идея сопряжения прошла достаточный путь от теории к практике. Одним из свидетельств этого является проход в начале текущего года первого грузового поезда из Китая в Великобританию. Однако это лишь небольшая часть того потенциала, который заложен в связке ЕАЭС-ЭПШП.
При этом состоялось не только сопряжение между ЕАЭС и ЭПШП, но и, по сути, соединение усилий ЕАЭС с концепцией ?Один пояс – Один путь? на более высоком уровне, так как Экономический пояс Шёлкового пути является частью единой общей задачи. Это естественное развитие тех договорённостей, которые были достигнуты руководителями России и Китая два года назад, так как ни одна по-настоящему живая идея не может застыть в своих изначальных формах, и требует новых объёмов, высот, расстояний.
Подтвердить правильность принятых тогда решений должна теперь практическая отдача от совместного использования проекта всеми его участниками, которая была бы заметна гражданам всех стран, входящих в этот проект, а по большому счёту и в ?Один путь?.
На этом общем пути экспертами уже проанализированы не только параметры совместного развития, но и все вызовы, без которых не обходится ни один проект подобного масштаба. В частности, одним из таких естественных вызовов, о котором говорилось в российских СМИ, является ?будущая интеграция режимов свободной торговли, которые сложатся в Центральной Евразии, включая ЕАЭС и возможную зону свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и КНР?. Напомним, что об этом и многом другом говорилось в конце того же 2015 года в докладе ?Геоэкономика Евразии?, подготовленном рядом международных экспертов и представленном на заседании Астанинского клуба.
На все эти вопросы должны быть даны, и уже даются, конкретные ответы, так главная идея уже давно в пути, в прямом и переносном смысле.
Подведение промежуточных итогов, с рассмотрением ключевых параметров сопряжения, будет частью программы Форума международного сотрудничества ?Один пояс – Один путь?, который состоится в середине мая в Пекине. Уже обозначены цели форума, о которых сказал в своём выступлении перед журналистами член Госсовета КНР Ян Цзечи. К ним относятся: подведение итогов активного строительства ?Одного пояса?; консультации по реализации дальнейших этапов, а также взаимовыгодность сотрудничества. При этом Ян Цзечи сделал акцент на одном из главных тезисов: ?Китай не будет выступать соло, должна быть совместная симфония с участием всех стран, каждая из которых получает от сотрудничества пользу?.
Автор: эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности