Григорий ТРОФИМЧУК
Концепцию ?Один пояс – Один путь? уже сложно назвать проектом, как это часто делают комментаторы, так как проект это, по своей сути, эскиз, набросок, желание. В то время как по ?одному пути? уже пошли, в обе стороны, Европу и Азию, абсолютно конкретные грузы, он встал под рабочую нагрузку.
Тем не менее, некоторые составные части этой концепции находятся ещё в теории, необходимости понимания того, как они будут выглядеть в рамках ?одного пути?. Одним из главных таких параметров является культура, культурный обмен между десятками народов, которые живут на линии прохождения впечатляющей транспортной магистрали.
В концепции ?одного пути?, ещё на стадии проекта, изначально подчёркивалось, что он не имеет никакого отношения к политике. И такой подход был абсолютно правилен, обоснован, так как в противном случае даже россияне стали бы задавать вопросы о том, а что же им предлагается на самом деле под этой вывеской.
Однако никакое экономическое сотрудничество не может быть абсолютно, лабораторно чистым без учёта культурных, этнических, национальных особенностей тех народов, которые включаются в общую экономическую работу. Начиная с лингвистического аспекта, понятного языка, который является обязательной основой любого бизнес-плана, и заканчивая взаимным духовным обогащением, которое является естественным результатом совместной деятельности.
Более того, именно совместные достижения в области экономики становятся наиболее прочной гарантией для снижения межнациональных конфликтов, которые, как известно, возникают там, где люди остаются без работы, без ясных целей и регулярной заработной платы.
Таким образом, ?Один пояс – Один путь? призван автоматически решить и эти важнейшие вопросы. Надо напомнить, что и сам Китай является многонациональной страной, объединяющей целый спектр культур, традиций, религий. И по этой причине тоже он имеет моральное право для расширения своего опыта работы в межнациональной и межконфессиональной сфере.
Россия, являющаяся одним из основных партнёров КНР на евразийском пути, имеет не менее впечатляющий исторический опыт совместного проживания десятков малых и больших народов. Что позволяет ей внести свой вклад в укрепление гигантского рабочего ?конвейера?.
Да и другие страны, ставшие органичными частями ?одного пояса?, включая Казахстан, Беларусь, также могут предъявить миру свои исторические заслуги в сфере взаимообогащения народов. Другими словами, можно с уверенностью сказать, что помимо железных дорог возникает совсем не виртуальный, а реальный ?мост? культурного взаимообмена на протяжении всего пути.
Как показывает история взаимодействия стран и психология отдельных человеческих отношений, ?голая? экономика в полную силу не работает никогда. Наоборот, в этом случае партнёры ссорились по каждому мелкому поводу, так как никаких других интересов, кроме денег, у них не было. А взаимные претензии друг к другу приводили зачастую к печальным последствиям. Но когда экономическое сотрудничество становилось чем-то намного большим, чем механическое зарабатывание денег, то в этом случае оно получало шанс на многолетнюю историю и гарантии совершенно иного уровня.
Поэтому мы ни в коем случае не можем строить механическую фразу в духе: ?Один пояс – одна культура?. Мы скажем так: ?Один пояс – Сто культур?.
Автор: эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности