Григорий Трофимчук, председатель Совета Фонда азиатских инициатив
22 октября, ?Жэньминь жибао? онлайн -- Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Великобританию является не только знаковым, но и интересным со всех точек зрения. Правы некоторые китайские эксперты, подобравшие для этой встречи наиболее точное определение, которое переводится на русский язык как ?редкость?. Так уж повелось, что официальный Лондон, с его особой позицией чуть ли не по каждому вопросу, включая проблему развития Евросоюза, занимает особую нишу в западном полушарии, – являясь ?Западом? в том числе для европейцев.
У Пекина и Лондона на протяжении последних лет имелись серьёзные разногласия, однако их удалось частично снять, что и позволило, наконец, состояться этому эксклюзивному визиту, так как китайская сторона, как известно, не привыкла поступаться своими принципами. Все остающиеся, на данный момент, проблемы как раз и предстоит обсудить в ходе встреч на высшем государственном уровне.
Особый интерес вызывает позиция Лондона в связи с началом реализации США Транс-Тихоокеанского партнёрства, так как Великобритания не собирается оставаться в стороне от глобальных перемен в Азии, – именно поэтому, как известно, став первым западным государством, присоединившимся уже к глобальному китайскому проекту, Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций.
Китайско-британские отношения, как и положено, имеют свою градацию, свой чёткий межгосударственный статус, который сформулирован как ?всестороннее стратегическое партнёрство?. Россиянам небезынтересно сравнить эту формулу с российско-китайскими отношениями, которые называются всеобъемлющим стратегическим партнёрством. Безусловно, это не просто слова, и даже на первый взгляд между этими двумя формулировками имеется заметная разница, причём явно в пользу Российской Федерации.
Огромная столичная дуга Пекин-Лондон, по сути, охватывает евразийское пространство в наиболее полном объёме, что – как можно надеяться – позволит в какой-то момент использовать это географическое обстоятельство в рамках экономического развития нашего континента. Известное временное охлаждение отношений Москвы с Западом, и с Лондоном тоже, надеемся, рано или поздно компенсируется продолжающимися контактами с той частью света стратегических партнёров России. В какой-то момент всё может выйти наоборот – ведь Запад не всегда предсказуем, порой своенравен, – и тогда уже Россия поддержит свою часть стратегических обязательств по отношению к Китаю.
В представлении россиян, русских людей Лондон всегда был ?чопорным?, носил налёт элитарности в каждой детали. При этом на протяжении столетий сохранялась и некая, чего там скрывать, настороженность к этой крайней западной политической точке Европы. Но изменения, казалось бы, в неизменной, устойчивой структуре британского королевства всё-таки имеются, примером чего является недавнее знакомство всего мира с новым лидером Лейбористской партии Джереми Корбином, который удивил всех своей неожиданной близостью к простым, что называется, людям.
Не стоит ошибаться, думая, что Лондон механически, покорно выполняет волю и рекомендации США. Ведь если бы это было так, то Вашингтон не относился бы к своему ключевому европейскому партнёру по-особому, явно учитывая его позицию по всем мировым проблемам. По всей видимости, особое место Лондона в глобальном мире также должно стать предметом специального исследования китайских учёных и экспертов, которые привыкли уделять внимание таким важным деталям. И в отношениях с КНР Лондон, по сложившейся традиции, привычно определяет свою собственную линию.
Встреча председателя Си Цзиньпина с королевой Елизаветой II, премьер-министром Дэвидом Кэмероном, другими официальными лицами одного из ключевых центров мира вызывает интерес и у российских экспертов. Именно – интерес, а не настороженность, так как Россия убеждена в том, что укрепление глобального мира строится на укреплении доверительных отношений между ключевыми мировыми державами.
Для России история Британской империи является интересной ещё и по той причине, что эта поистине глобальная система, распавшись не так давно, смогла не только удержаться и выстоять, но и вновь войти – уже совсем в ином географическом объёме – в узкий круг лидеров планеты. Причём во всех отношениях: политическом, экономическом, гуманитарном. И даже умудрившись сохранить величие в самом названии ?Великобритания?. Здесь есть чему поучиться. Всем нам, без исключения. -о-