?Вэньхуэйбао?: США теперь интенсивно проводят политику ?возврата в Азию? с попыткой сдерживания мирного подъёма КНР. Предстоит ли конфронтация между США и Китаем?
Константин Сыроежкин: Отношения между США и КНР уже давно напоминают ситуацию не столько стратегического сотрудничества, сколько стратегического соперничества. Главная для США проблема ?чрезмерно стремительный рост Китая?. И, скорее всего, ее решение видится ими в двух направлениях. Во-первых, сдерживание Китая с позиций Центральной Азии (прежде всего за счет ограничения доступа к ее энергетическим ресурсам). Во-вторых, взращивание конкурента Китаю в Южной Азии или в АТР. Собственно говоря, именно это мы и наблюдаем сегодня.
Однако, до конфронтации дело вряд ли дойдет. В сегодняшней ситуации глобальной экономики и доли Китая в активах США, ни та, ни другая сторона не заинтересована в конфронтации. Скорее всего, и дальше будут наблюдаться попытки перевести американо-китайские отношения из состояния соперничества в состояние сотрудничества. Другой вопрос, насколько США готовы сотрудничать с Китаем на равноправной основе, а не передавая Китаю право ?подчищать? за Соединенными Штатами.
?Вэньхуэйбао?: Имеется ли потенциал для взаимодействия между ШОС и СВДМА?
Константин Сыроежкин: Такой потенциал имеется, и прежде всего в силу географии деятельности той и другой структуры. Кроме того, перед обеими структурами стоят по сути одни и те же задачи. Разница заключается лишь в том, что СВМДА – это консультативно-совещательная площадка, а ШОС занимается более конкретными делами, и ее решения носят более обязательный характер для стран-участниц.
Пересекаются и главные задачи – формирование новой системы региональной безопасности. Причем, учитывая возможности и специфику СВМДА, именно эта структура могла бы взять на себя аналитическую и экспертную проработку проблем региональной и глобальной безопасности.
【1】【2】【3】【4】