Предстоящий 3-4 июня в Екатеринбурге 31-й двусторонний саммит Россия-Европейский союз будет сложным из-за накопившихся разногласий, считает заведующий отделом европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН /ИМЭМО РАН/ Надежда Арбатова.
"Представляется, что саммит будет сложным из-за накопившихся разногласий как в двустороннем экономическом и политическом сотрудничестве, так и международно-политическом взаимодействии", -- заявила она в эксклюзивном интервью корр. Синьхуа.
По мнению Н. Арбатовой, от саммитов такого рода трудно ожидать решения конкретных проблем. Речь может идти в лучшем случае, о сближении позиций и намерениях, например, по вопросу либерализации визового режима. В этом контексте эксперт напомнила слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что "сам факт обсуждения этого вопроса на саммите простимулирует переговорщиков на более активные шаги". "Возможно, будет достигнута договоренность о безвизовых краткосрочных поездках, но принципиальное решение этого вопроса представляется маловероятным в силу остающихся проблем", -- отметила представитель ИМЭМО РАН.
По ее словам, по-прежнему существует ряд препятствий для заключения нового базового соглашения /НБС/ между Россией и ЕС. Российское руководство считает, что европейские партнеры при работе над НБС с РФ пытаются зафиксировать в этом документе обязательства России, выходящие за рамки ее обязательств, как члена ВТО. По мнению Москвы, на данном этапе достаточно заключить облегченный, сравнительно короткий договор, который бы в дальнейшем дополнялся отраслевыми соглашениями. Брюссель же продолжает настаивать на согласовании всеобъемлющего договора. Еще одним камнем преткновения в переговорах по НБС являются разногласия вокруг "третьего энергетического пакета". Российская энергетическая компания "Газпром" не вписывается в политику Брюсселя по либерализации рынка электроэнергии и газа в ЕС.
Остаются взаимные претензии сторон по визовому режиму. Россия недовольна тем, что выдача виз государствами ЕС не осуществляется с учетом единых требований. По мнению же Брюсселя, стремление Москвы включить держателей служебных паспортов в соглашение об упрощении визового режима для отдельных категорий граждан значительно осложняет переговоры, как и решение российского правительства о необходимости сбора регистрационных данных всех пассажиров, следующих в Россию или проезжающих по ее территории транзитом.
Кроме того, Евросоюз обеспокоен судьбой российских неправительственных организаций. С точки зрения Брюсселя, принятый в РФ закон, предусматривающий регистрацию данных организаций в качестве "иностранных агентов" в случае получения финансирования из-за рубежа, ставит под угрозу партнерские связи между представителями гражданского общества России и ЕС. "Так что проблем хватает", -- сказала Н, Арбатова.
Касаясь повестки дня форума в Екатеринбурге, она сообщила, что, как всегда, он будет посвящен различным аспектам двустороннего экономического и политического сотрудничества /энергодиалог, партнерство в сфере торговли и экономики, безопасности, правосудия, визовый режим/ и, как всегда, будут выделены приоритетные темы.
В блоке наиболее острых проблем международной политики планируется обсудить ситуацию в Сирии и предстоящий созыв конференции на основе известной российско-американской инициативы, которая была поддержана Евросоюзом. Кроме того, в центре внимания саммита будут вопросы, связанные с положением на Ближнем Востоке и в Северной Африке в целом, а также с иранской ядерной программой.
"Что касается сотрудничества России и ЕС по международным проблемам, то не секрет, что между партнерами существуют серьезные расхождения", -- сказала эксперт. По ее словам, если в целом Россия и ЕС заинтересованы в предотвращении угрозы иранской ядерной угрозы, то по конфликту в Сирии они оказались по разные стороны. Для России неприемлемы силовое решение сирийской проблемы, как и идея навязывания демократии извне. С точки зрения Москвы, демократия может быть лишь результатом внутренней эволюции, и поэтому приоритетом для международного сообщества должно быть политическое, а не силовое решение. "Иными словами, единый подход России, Евросоюза и США по иранскому и сирийскому вопросам, с точки зрения Кремля, возможен лишь на основе уважения международного права и поиске, прежде всего, политических решений", -- подчеркнула эксперт.
"Россия вместе с Китаем фактически поддержали гуманитарную операцию в Ливии, но широкая интерпретация Западом ее мандата со всеми вытекающими последствиями скомпрометировала сотрудничество с Россией", -- сказала она.
По мнению Н. Арбатовой, в последнее десятилетие в отношениях России и ЕС можно выделить "как минимум две точки, дававшие надежду на качественный сдвиг в отношениях России и ЕС". Во-первых, это Санкт-Петербургская инициатива 2003 года о создании четырех общих пространств в сфере экономики, внутренней безопасности, внешней безопасности, а также науки, образования и культуры. Являясь в своей основе прорывной идеей, способной действительно придать отношениям России и ЕС стратегическую перспективу, обходя трудный для обеих сторон вопрос о членстве России в ЕС, эта инициатива была положена в основу переговоров о новом договоре. Вторая "точка" -- это программа "Партнерство для модернизации", запущенная на саммите Россия-ЕС в Ростове-на-Дону 31 мая-1 июня 2010 года. Обе инициативы пока остаются нереализованными. "Их воплощение в жизнь может придать отношениям России и ЕС действительно стратегическое измерение", -- считает эксперт ИМЭМО РАН. --0-- |