Пекин, 1 сентября /Синьхуа/ -- В преддверии открытия саммита "Группы 20", который состоится в китайском городе Ханчжоу, аналитики отмечают, что КНР ведет ключевой мировой форум в области многостороннего экономического управления в верном направлении.
Приняв в конце прошлого года титул страны-хозяйки саммита, Китай начал с формирования четкой повестки, акцентирующей внимание на необходимости окончательно решить проблему слабого роста глобальной экономики и обратить внимание участников саммита на долгосрочное глобальное управление.
"Саммит "Группы 20" в качестве структуры продолжает расширятся в многочисленных сферах, это несложно заметить. Мы видим все больше министерских встреч, рабочих и контактных групп", -- отмечает Джон Киртон, основатель и содиректор Исследовательской группы G20 при канадском Университете Торонто.
Увеличение числа регулярных министерских встреч
Чжан Юйянь, глава Института мировой экономики и политики при Академии общественных наук КНР заявил, что "Группа 20" задумывалась как антикризисный механизм, но уже давно вышла за его пределы.
"Кризисы не длятся вечно. Саммиту необходимо было двигаться в направлении механизма сотрудничества, делающего акцент на долгосрочном управлении. Это подразумевает концентрацию усилий на долгосрочном росте и развитии", -- говорит он
"Группа 20" начиналась как форум с регулярными совещаниями министров финансов и глав центробанков основных экономик мира, но после банкротства инвестиционного банка "Леман Бразерс" в 2008 году "Группа 20" вышла на уровень саммита лидеров 19 крупнейших экономик и ЕС.
"Главы государств почувствовали, что должны вместе что-то предпринять", -- рассказывает Чжан Юйянь, ссылаясь на источники, знакомые с историей создания саммита.
Предпринятые "Группой 20" меры помогли стабилизировать международные финансовые рынки и предотвратить введение множества протекционистских мер. "Группа перешла от реагирования на кризисы к их предупреждению. Европейский финансовый кризис мог перерасти в глобальный, но его удалось сдержать на региональном уровне", -- отмечает Дж. Киртон.
В качестве первой и начальной фазы становления и развития "Группы 20" ряд экспертов выделяет период сотрудничества до 2008 года. Вторая фаза успешного взаимодействия приходится на 2008-2010 годы, а третья -- переходная -- с 2010 года, ставит "Группу 20" перед рядом новых вызовов, поскольку конкретного направления дальнейшего развития так и не выбрано.
И Чжан Юйянь, и Дж. Киртон сходятся во мнении, что Китай проделал огромную работу с ноября прошлого года, укрепив фундамент "Группы 20" "блоками" долгосрочного сотрудничества. Основными несущими колоннами данной конструкции призваны быть встречи министров финансов и глав центробанков, а также совещания шерп. Однако сейчас все больше встреч министерских и рабочих групп проводится на регулярной основе, включая встречи министров торговли, науки и труда.
"Все эти совещания приносят значительные результаты", -- отмечает Чжан Юйянь.
Необходимость смены фокуса
Ожидается, что ядром саммита в Ханчжоу станут вопросы устойчивого роста и развития, перспективы которых министр иностранных дел КНР Ван И кратко осветил на пресс-конференции в мае.
Среди прочих тем обсуждения, Китай продвигает разработку проекта роста за счет инноваций, а также принятие плана действий по имплементации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Это впервые, когда развитию уделяется важное место в рамках глобальной макрополитики, а также первое принятие плана для имплементации Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года. Все это входит в долгосрочную повестку.
"Политические обсуждения на саммитах "Группы 20" традиционно фокусировались на рынках финансов, что по большей части относится к краткосрочной повестке. В этот раз будут обсуждаться вопросы торговли, инвестиций, продовольственной безопасности, инфраструктуры, инклюзивных финансов, развития людских ресурсов, т.е вопросы, касающиеся долгосрочных перспектив", -- отмечает доцент шанхайского Университета Фудань Чжу Цзецзинь
Китай заявил, что он приложит все усилия к принятию на саммите стратегии развития глобальной торговли, разработке руководящих принципов международных инвестиций, а также углубления реформы текущей финансовой структуры. Наряду с обсуждением поддержки предпринимательства пройдут и дискуссии по развитию в Африке, а также помощи наименее развитым странам мира.
Будут подниматься вопросы борьбы с коррупцией и климатическими изменениями,оказывающими негативное влияние на долгосрочное экономическое развитие.
Концентрация на долгосрочных аспектах не только отражает статус Китая как крупнейшей развивающейся экономики, но и те проблемы и вызовы, с которыми сталкивается глобальная экономика в данный момент. Денежная и налоговая политики не принесли желаемых результатов, вследствие чего возникла необходимость перейти к концентрации на долгосрочных мерах.
"Саммит "Группы 20" должен выработать всесторонние меры реагирования на слабые темпы роста мировой экономики, чтобы укрепить собственную легитимность. Члены "Группы 20" должны принять соответствующие планы действий", -- отмечает Чжан Юйянь.
Консенсус как ключ к решению
По словам Дж. Киртона, саммит "Группы 20" создавался с целью продвижения глобальной финансовой стабильности и получения выгоды от процесса глобализации всеми ее участниками. Если первой цели удалось успешно достичь, то вторая пока так и не реализована.
С самого начала это был форум для координирования лидерами крупнейших экономик макроэкономической политики. Достигнутые договоренности не носили обязательного характера, хотя лидеры как правило и пытались их соблюдать.
Эксперты высказывают желание, чтобы саммит "Группы 20" так и остался свободной платформой, вместо создания формального механизма с уставом и секретариатом. Тем не менее, они отмечают, что саммит в любом случае останется одним из ключевых форумов мира по координации глобальной экономической политики.
"У нас нет недостатка в международных организациях. Прежде всего сейчас необходим консенсус, который может предоставить основания для процесса принятия соответствующих решений формализованными международными организациями, такими как МВФ", -- отмечает Чжу Цзецзинь.
По словам Дж. Киртона, причина успешного взаимодействия стран в рамках "Группы 20" состоит в том, что данный саммит является своего рода узлом сосредоточения растущего числа международных институтов, таких как "группа семи/восьмерка", БРИКС, АТЭС, НАТО и ШОС.
"В подтверждение тому -- саммит стран БРИКС, который всегда проводится на полях "Группы 20", -- отмечает он.
"Не думаю, что у "Группы 20" когда-либо появится устав или секретариат, но это и не так важно. Растущие число министерских совещаний и рабочих групп гораздо важнее", -- отмечает Чжан Юйянь.
Кроме того, саммит "Группы 20" вполне успешен, так как международный финансовый кризис за последние два десятилетия заставил самые сильные экономики мира как среди развитых, так и развивающихся стран осознать, что даже они уязвимы поодиночке, считает Дж. Киртон
По его словам, перед "Группой 20" стоит ряд вызовов, таких как регулирование налогово-бюджетного стимулирования для достижения целей в сферах структурных реформ, инфраструктурного строительства и борьбы с изменением климата. Геополитические риски также могут стать помехой.
"Полагаю, что на саммите воздержатся или уклонятся от обсуждения геополитических вопросов", -- отмечает он, подчеркивая, что китайское лидерство способствует конструктивной работе за счет консенсуса.
"Это вполне очевидно, а также лучше соответствует процессам 21-го века", -- заключает Дж. Киртон.
(Редактор:Ли Янь、Русская редакция)