Пекин, 17 апреля /Синьхуа/ -- Металлургическая отрасль Европы переживает трудный период. Ряд европейских политиков клятвенно заявляют о решимости защитить безопасность существования данной отрасли, выдавая при этом легкий рецепт: обуздать "демпинг" со стороны китайской стальной продукции в Европе.
Действительно ли так? Ответ отрицательный! Эти высказывания и поступки с целью объявить Китай "козлом отпущения" только способствуют введению общественности в заблуждение и не способствуют урегулированию вопроса.
Согласно таможенным данным, в 2015 году Китай экспортировал в Бельгию, Италию, Великобританию, Испанию, Португалию, Нидерланды и Германию только 7,838 млн тонн стальной продукции, что составляет всего 7 процентов общего китайского экспорта такого вида продукции на мировом рынке.
В последнее время металлургическая отрасль стала полем частого возникновения торговых трений между КНР и ЕС. ЕС под предлогом осуществления Китаем демпинга в Европе неоднократно инициировал расследования в отношении китайской стальной продукции с целью принятия мер защиты внутреннего рынка. В глазах ряда американцев и европейцев Китай все еще не является рыночной экономикой, поэтому его механизм ценообразования не верный и не может использоваться при демпинговом расследовании. В этой связи, при расчете себестоимости импортной китайской стальной продукции, они не учитывали цены внутри Китая, а брали цены третьих стран, из-за чего уровень антидемпинговых пошлин оказался необоснованно высоким.
В целях воспрепятствовать импорту "дешевой" китайской стальной продукции в Европу, ЕС заявил, что намерен во второй половине текущего года принять окончательное решение относительно признания за Китаем статуса страны с рыночной экономикой. Американское правительство предупредило ЕС о том, что признание ЕС за Китаем статуса страны с рыночной экономикой означает "одностороннее устранение" торговой обороны ЕС против Китая.
Смогут ли антидемпинговые и антикомпенсационные пошлины, наложенные на китайских поставщиков стальной продукции, спасти европейскую сталелитейную отрасль, переживающую "суровую зиму"?
Трудности, стоящие перед металлургической индустрией Великобритании, Германии и других европейских стран, возникли не по вине Китая. Как считает британский еженедельник "Economist", поступившая из Китая стальная продукция никак не грозит металлургической отрасли Великобритании, попытки ввести антидемпинговые пошлины в отношении китайской продукции никак не помогут.
Данные британской компании "CRU Group" показывают, что несмотря на огромное производство в Китае стальной продукции, лишь 12 процентов ее направляется на экспорт. При этом Бразилия и Россия экспортируют соответственно 24 и 29 процентов общего объема произведенной ими стальной продукции. В 2015 году импорт в Великобританию стальной продукции составил 6,66 млн тонн на сумму 5,98 млрд долл США. В частности, импорт из Китая составил 760 тыс тонн на сумму 457 млн долл США. Оба показателя составили соответственно 11 и 7,6 процента общего британского импорта стальной продукции в количественном и стоимостном выражении.
Следует отметить, что Великобритания и Германия импортируют из Китая стальную продукцию с низкой добавленной стоимостью, в том числе -- ферросплав, прутковую сталь и другие. Эти виды продукции в принципе не производятся в Великобритании и Германии. Европейские страны в любом случае будут вынуждены импортировать их из-за рубежа в случае исключения Китая из списка поставщиков.
Настоящая причина вступления металлургической отрасли Европы в "суровую зиму" заключается в высокой себестоимости производства, что лишает ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Наблюдающийся в глобальном масштабе избыток производственных мощностей в металлургической индустрии возник на фоне низких темпов восстановления экономики и низкого уровня эффективного спроса. В 2015 году мировой объем производства сырой стали составил 1,6 мрлд тонн. Как отмечает Организация экономического сотрудничества и развития, 600 млн тонн из них было произведено с помощью избыточных производственных мощностей. По прогнозу этой организации, в течение четырех лет по 2017-й мощности для выплавки стали на Среднем Востоке, в Африке и Латинской Америке вырастут на 50, 20 и 10 процентов соответственно.
Бывший статс-секретарь Минфина ФРГ Хайнер Фласбек отметил, что в последние годы Германия экспортировала в Китай колоссальное количество автомашин, которое представить просто не возможно. В то же время, рост производства автомобилей означает рост производства стальной продукции. Имеющийся в настоящее время избыток производственных мощностей в сталелитейной отрасли связан с развитием автомобилестроительной промышленности Германии.
За истекшее десятилетие страны Европы и Северной Америки получили огромную выгоду из-за роста китайской внешней торговли. Их предприятия создали заводы в Китае ради низкой себестоимости производства, а сейчас они не хотят брать на себя ответственность за последствия, связанные с ростом избытка производственных мощностей.
Сталелитейные компании Европы должны видеть выход из трудного положения в структурных перестройках, развитии научно-технических преимуществ, приоритетной разработке эксклюзивного производства. Глава австрийской металлургической компании Voestalpine AG Вольфганг Эдер отмечает, что его компания находится в наиболее благоприятной позиции благодаря производству стальной продукции специального назначения, такой как стальные рельсы для скоростных поездов, детали и запчасти для самолетостроения.
Европейцы и американцы наверняка будут пытаться продолжить извлекать выгоду в торговле с Китаем, отказываясь предоставлять Китаю статус государства с рыночной экономикой. -0-