Григорий Трофимчук, председатель Совета Фонда азиатских инициатив
Наверное, это покажется кому-то странным, но масштабные события в Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, произошедшие в ходе Второй мировой войны, для советского и российского наблюдателя оставались в целом малоизвестными, недостаточно изученными. И это можно понять, так как для гражданина СССР ключевым направлением Великой Отечественной войны всегда были события на западе, в Европе, которые закончились штурмом Берлина и Днём Победы 9 мая.
Таким образом, средний россиянин автоматически оказался в положении среднего американца, для которого знаменитый советский режиссёр Роман Кармен и снял специально во второй половине 70-х гг. прошлого века свой документальный сериал под знаковым названием ?Неизвестная война? (The Unknown War). Чтобы показать западному зрителю, что на самом деле происходило в ходе этой масштабной трагедии, и какую роль в уничтожении агрессора сыграл советский народ.
Замечательно, что двойное празднование 70-летия победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне – причём как в Москве, в Европе, так и в Пекине, в Азии – производит прорыв в мировом массовом сознании, осуществляя колоссальную просветительскую миссию. Показывая, что же происходило в Азии в тот момент, когда шла война в Европе, и какую роль сыграл Китай в достижении мира на другом конце света.
Это стратегическое расширение наших знаний о давно, казалось бы, знакомой истории Второй мировой войны, играет безусловную роль и в преодолении попыток её фальсификации. Не говоря уже о таком фундаментальном, для многих, открытии, что началом Второй мировой войны можно считать не сентябрь 1939 года, когда немецкими фашистами была атакована Польша, а июль 1937 года (инцидент у моста Лугоуцяо) или, тем более, декабрь 1937 года, когда в ходе японо-китайской войны произошла беспрецедентная по своей жестокости Нанкинская резня, осуществлённая японскими милитаристами, в ходе которой погибло более 300 тыс. человек. Таковы гигантские масштабы Азии, по сравнению с Европой, даже в одном этом пункте.
При этом нельзя сказать, что советские и российские граждане в принципе ничего не знали о том, что происходило тогда на Востоке. Но эти наши знания ограничивались достаточно узким набором тем. Практически все они умещаются в этом коротком списке: события на озере Хасан (1938) и у реки Халхин-Гол (1939); японская атака Пёрл-Харбора (1941), которую почему-то и было принято считать началом войны в Азии; атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки (1945); водружение американского флага над одним из японских островов (благодаря всемирно известной фотографии); и наконец, Акт о капитуляции Японии, подписанный на линкоре ?Миссури? (1945). Весь остальной массив грандиозного противостояния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая основные этапы этой части войны, странным образом выпадал из общей истории, так как, для российского сознания, их всецело перекрывали легендарные события в Сталинграде, под Курском, штурм Берлина и целый ряд других.
Нельзя также сказать, что советский и российский зритель целенаправленно не был информирован о событиях на Востоке. До сих пор у нас демонстрируются такие популярные художественные кинофильмы, с участием великолепных актёров, как ?Через Гоби и Хинган?, рассказывающий о заключительном этапе войны и разгроме Квантунской армии, как дилогия ?Приказ: огонь не открывать? и ?Приказ: перейти границу? о событиях на маньчжурской границе. Но всё-таки этого было слишком мало, чтобы показать всю полноту картины войны в Азии.
Чтобы понять масштаб тех событий, достаточно просто взглянуть на карту территориальных японских захватов 1931-1945 гг. в этой части света, сравнив их с территориями в Европе, которые были оккупированы Гитлером, почувствовав, что размах азиатского агрессора, члена так называемой ?оси? был поистине океанским в буквальном и переносном смысле этого слова. Не говоря уже о том, что пытки, проводимые захватчиками над жителями многих стран, были не менее зверскими, изощрёнными, чем гитлеровские. И до сих пор в сознании русских людей сохраняется такой жуткий термин как ?брёвна?, который применялся японскими изуверами для обозначения подопытных жертв.
В России сейчас открываются многие, неизвестные ранее, страницы мировой и отечественной военной истории. Достаточно вспомнить об интереснейших документальных фильмах о Первой мировой войне, которые стали откровением для всего российского общества.
Но в этот ряд исторических свидетельств просится ещё одна важнейшая страница – основательный, яркий, документальный фильм об основных этапах войны на Востоке, начиная с серии ?Нанкинская резня?, без чего не могло бы состояться подписание Акта о капитуляции Японии, который и поставил окончательную точку во Второй мировой войне. Представляется, что съёмка такого фильма является исторической обязанностью китайских и российских документалистов.