Автор: Рутман Михаил Исаакович
Сменить зиму на лето помогает тропический остров Хайнань
Вывески на фасадах, выходящих на шумную вечернюю магистраль, переливались неоном и пленяли своеобразием. ?Разливное пиво и прекрасное питание?. ?Электронные продукты?. ?Русские Каренные Шашлыки?. ?Магазин Чай Зоенька?. И, наконец, совсем уж интригующее: ?Сумки у Влада. Контрабанда на 1-ом этаже?. Как вы думаете, читатель, где я все это увидел? Долго мучить не буду, все равно не догадаетесь. Это – южная оконечность китайского острова Хайнань, город Санья. Уже первый взгляд на светящиеся русскими буквами фасады (а за ними, оказывается, - и люди, хоть порой и через пень-колоду, но говорящие по-русски) явно свидетельствует об одном: гостей из России здесь ждут, готовы с ними общаться. И, судя по всему, общаются постоянно.
Тайфуна не испугались
Велика китайская земля, но такого места, как Хайнань, в ней больше нет. Тропический рай: пальмы, теплое море, среднегодовая температура воздуха и воды – 26 градусов. Для любого китайца попасть сюда – предел мечтаний. Далеко не у всех, правда, получается – люди трудятся годами без отпусков, за мизерные деньги. Привезти сюда семью хотя бы на два-три дня может себе позволить лишь человек, крепко стоящий на ногах (таких, кстати, в последнее время становится все больше).
Россияне же стали здесь родоначальниками иностранного туризма – в 1997 году одну из первых групп привез родившийся в СССР сын китайского циркового артиста Сергей Джон Ша. С тех пор Хайнань для нас - почти такая же ?дача?, как Египет, Турция или Таиланд. С единственной разницей – место это более изысканное, в большей степени предназначенное для людей с достатком уровня среднего и выше. И потому здесь нет привычных нашему глазу гогочущих толп отдыхающих. Можно расслабиться и отдохнуть прочувствованно, с комфортом. К тому же и приехать сюда предельно просто - в отличие от континентального Китая, группы более двух человек могут 21 день находиться на Хайнане без визы.
В середине ноября здесь состоялся Первый Международный туристический саммит. Название, прямо скажем, суть мероприятия отражало не совсем точно – на самом деле, речь шла о масштабной ознакомительной поездке для восьми десятков журналистов со всей России. Организовали ее кампании ?Трансаэро Тур?, ?Ананда Трэвел? и Правительство провинции Хайнань.
За неделю до нас с почти такой же программой здесь побывали руководители крупнейших российских туристических компаний. Им, правда, не повезло: попали как раз в супертайфун ?Хайян?. Поваленные деревья и линии электропередач, порушенные мосты, перекрытые дороги. Программу пришлось ломать, из-за объездов по много часов проводить в автобусах. Но наши люди вели себя мужественно - непрерывно шутили, смеялись, пели, рассказывали стихи. А после трудной дороги еще шли на дискотеку.
Нам достались лишь ?легкие следы? грандиозного стихийного бедствия: ?обгрызенные? пальмы (последние из поваленных вывозили как раз при нас), выбитые стекла, разорванные в клочья и полощущиеся на ветру рекламные полотнища. Впрочем, тот ?рай на земле?, в который нас погрузили, от стихии никак не зависел.
Грандиозный, подковообразный пятизвездочный отель ?Sheraton? - один из ?первопроходцев? в освоении бухты Хайтангбэй (в Санья освоены четыре, эта – пятая). Роскошные номера, огромная территория – пальмы, голубые бассейны. Правда, за ее пределами ?в белых штанах? пока не погуляешь – там сплошная стройка. Возводятся такие же гиганты. Еще несколько лет – и здесь будет самый фешенебельный район не только Хайнаня, но и всего Китая.
Столь же великолепны были и продемонстрированные нам пятизвездочные ?Mariott? и ?Ritz-Carlton?. Но поистине вне конкуренции оказался ?Mission Hills? в столице провинции Хайнань – городе Хайкоу, куда мы перенеслись на скоростном поезде. Отель этот дважды занесен в Книгу рекордов Гиннесса – как обладающий самыми большими в мире гольф-полем и центром термальных источников под открытым небом. Оказалось, что все эти чудеса созданы на плато из вулканической лавы. Там, где была непроходимая черная пустыня, теперь – утопающая в зелени россыпь крошечных горячих (вперемежку с холодными) бассейнов. А ярко-зеленые ?столы? гольф-полей уходят чуть ли не за горизонт.
?Кровавая Мэри? со змеиной фермы
?Доктор долго ласкал меня и гладил, потому что советский?, - говорят, так много лет назад написал китайский студент, обучавшийся в СССР. Сейчас ситуация обстоит ровно противоположным образом.
…Я лежу на кушетке в медицинском кабинете. Из живота у меня торчит игла. Надо мной склонились двое пожилых китайцев-врачей. По-русски они ни бельмеса, по-английски – только ?о’кей?. Из их ласкового воркования и приветливых улыбок я делаю вывод, что дела мои не так плохи, и все в конце концов будет хорошо.
Дело происходит в одном из центров традиционной китайской медицины Хайкоу. Позади у меня – зарядка энергией на хитроумном корейском приборе (просто сидишь на стуле и заряжаешься) и комплексное обследование на украинской(!) компьютерной системе (говорят, раньше на ней проверяли космонавтов). Итогом ее работы стали три страницы – названия на китайском 120 измеряемых параметров, столбик с их нормативными значениями, и рядом – с теми, что намерили у меня. Красным шрифтом выделено то, что выше нормы, синим – то, что ниже. Пробежав глазами эти данные, доктор покачал головой и через переводчика назвал органы, с которыми у меня до сих пор было абсолютно все в порядке.
Лежать долго – есть возможность обдумать всю свою жизнь. Особенно последние четыре дня, когда гастрономический марафон, устроенный нам гостеприимными китайцами, напоминал знаменитый фильм Марко Феррери ?Большая жратва?.
От одной иголки, конечно, ничего не пройдет. Все происходящее – лишь промоакция. Нам просто дали возможность немного прикоснуться к великой китайской медицине, ради которой люди преодолевают тысячи километров и живут здесь месяцами. Искусству этому столько же лет, сколько и самим китайцам – пять тысяч. Говорят, что задействует оно энергию земли, воды, воздуха, космоса, растений и животных, активизирует скрытые возможности человеческого организма. А теперь еще, не стесняясь, применяет все современные мировые достижения медицинской науки.
На Хайнане медицинские услуги не дешевы – на материке, говорят, то же самое можно получить за более низкую цену. Понятно, здесь берут ?за место? - после очередного сеанса иглотерапии или массажа можно поваляться под пальмами на прекрасном пляже и искупаться в теплом море. Хотя и на пляже к вам могут подойти и предложить те же услуги за умеренную цену в ?специальном центре? (меня, к примеру, пытался охмурить душевный человек с хорошим китайским именем Ваня), но эта экономия, понятно, может себя и не оправдать.
Зато на острове есть места, где изготавливают медицинские продукты совершенно эксклюзивные. Например, фирма по производству препаратов из внутренностей акул. Никакого шарлатанства – сертификаты, дипломы международных выставок и отзывы ученых вам представят. Так же, как и длинный перечень болезней, которые этими препаратами лечатся.
То же самое – на змеиной ферме. С той лишь разницей, что здесь плюс к презентации лекарств покажут и живых змей, а также представление, в ходе которого мастер-дрессировщик демонстрирует чудеса общения со своими ядовитыми питомцами. В том числе смертельный номер – поцелуй с очковой коброй. В конце представления зрителям предлагают поистине уникальное лекарство – кровь живой змеи.
Удовольствие стоит двести юаней (тысячу рублей). Змею убьют, если наберется группа не менее пяти человек. В нашем случае кворум набрался. Принесли очковую кобру, мастер выдавил у нее изо рта яд. Потом одному из пятерки смельчаков предложили ножницами отрезать кобре голову. Из открытой раны кровь выдавили в кувшинчик, смешали ее с рисовой водкой, разлили в пять маленьких стаканчиков… Пятеро смелых теперь не будут болеть простудными заболеваниями целый год. (Что касается автора этих строк, то пробовать чудодейственное лекарство он не стал по причине вполне банальной – пожалел денег.)
В гостях у Ли и Мяо
Вот уж о чем не думал, не гадал – так это о том, что посчастливится пройтись по Южно-Китайскому морю под парусом. Прогулку на великолепном катамаране организовала для русских журналистов (желающих, увы, оказалось немного) фирма, обслуживающая яхтенный порт Санья. Даже ничего не понимающему в яхтах человеку с первого взгляда было ясно, что рассчитанное на 325 ?посадочных мест? сооружение это – мирового уровня. Не случайно здесь швартуются парусники со всего света (российских, правда, говорят, пока не было), а два года назад сюда заглянула самая престижная в мире гонка ?Volvo Ocean Race?.
Яхту можно взять в аренду как со шкипером, так и без оного. А перечень других водных развлечений, предлагаемый туристам, практически необъятен. Прогулки на катерах, катание на водных лыжах и байдарках, морская рыбалка, дайвинг, снорклинг (плавание с маской), серфинг и многое другое. Если позволяют средства, можно сесть на гидросамолет и обозреть прекрасный остров сверху.
Здесь – 300 солнечных дней в году (в октябре, правда, случаются тайфуны, но таких сильных, как нынче, не было никогда), и потому Хайнань охотно используют организаторы разнообразных фестивалей и конкурсов. Велопробег вокруг острова, фиеста воздушных шаров, чемпионаты по бегу на роликовых коньках и гольфу, фестиваль детского творчества, показы мод. Несколько раз городок Санья принимал финал международного конкурса ?Мисс мира?.
Отдельная и весьма популярная сфера услуг – свадебный туризм. Целая индустрия работает над проведением медовых месяцев. Фантазия организаторов неистощима – молодых только что не купают в молоке. Сами китайцы, кстати, проводить здесь свадьбы просто обожают. В каждом отеле - зал для свадебных церемоний, а по берегу моря - десятки брачующихся пар, с упоением позирующих фотографам.
Однако, предпринимать столь дальнее путешествие и ограничиться лишь пляжным отдыхом по меньшей мере неразумно. Для полноты картины надо ознакомиться с историей острова. А она довольно занимательна. Коренными жителями Хайнаня были народности Ли и Мяо. Первые – мирные земледельцы, вторые - воинственные горцы. Из 8 миллионов, населяющих остров, Ли составляют ныне 700 тысяч, Мяо – 40 тысяч.
Живут они в глубине острова, в небольших селах, и туристы сами по себе их никогда бы не увидели. Но в живописном горном районе создана образцово-показательная этническая деревня. На входе в нее милые девушки в национальных нарядах приветливо улыбаются каждому входящему и ласково треплют его за мочку уха (сей принятый у этих народов жест любви, разумеется, запечатлевается на фотографию, которая потом предлагается за умеренные деньги). Крытые соломой традиционные избы, экспозиция немудреного быта, сидящие тут же старушки-рукодельницы, дегустация рисовой водки. И, наконец, грандиозное фольклорное шоу, где через танец показывается вся жизнь этих аборигенов – от рождения до смерти.
Большая часть китайцев исповедует даосизм. Лишь 10% составляют буддисты. Но одна из наиболее чтимых достопримечательностей острова – буддистский монастырь Nanshan с самой высокой в мире (108 метров!) статуей богини Гуаньин. Сделанная из титана, она будто парит над морем, потрясая воображение любого, даже далекого от буддизма.
А культурный туристический район ?Тропический лес Янода? - настоящее пиршество экзотической природы. Джунгли, скалы, романтические пруды, клокочущие водопады. И уж совсем захватывающее - самая длинная в Азии кресельная канатная дорога. 680 метров через ущелье над джунглями пролетаешь с ветерком, со скоростью 8 метров в секунду.
Как сказал поэт, и я там был… Теперь, глядя в окно на сыплющий с неба снежок, поверить в это почти невозможно. -о-