Т. Н. Назаров Академик АН Республики Таджикистан, доктор экономических наук, профессор
Стало хорошей традицией по важнейшим событиям современной международной, региональной политике и сотрудничеству, проводить конференции, круглые столы и семинары. Отрадно и то, что такие мероприятия часто посвящаются юбилейным и другим знаковым событиям. Именно в этом контексте проводился в ноябре 2010 года ?Китайский форум общественных наук. Форум Центральной Азии?. В декабре 2011 г. состоялась научно-практическая конференция ?Таджикистан и Китай. Опыт и возможности соразвития?, которая была посвящена 20-летию установления дипломатических отношений между КНР и РТ. Сегодня мы собрались, чтобы отдать должное еще одной юбилейной дате – 20-й годовщине принятия совместной декларации ?Об установлении основных принципов взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой?.
Этот исторический документ был подписан в Пекине 9 марта 1993 г. в ходе первой Китайско-Таджикской встречи на высшем уровне. Это было непростое время для Таджикистана, который получив государственную независимость, столкнулся со сложными и запутанными событиями, связанными с гражданской войной и ее последствиями для страны и народа. Несмотря на все это правительство Китая не только признало государственную независимость Таджикистана, но и предприняло шаги, направленные на становление межгосударственного сотрудничества. При этом, видимо, руководство Китая исходило из того, что страны становятся партнерами тогда, когда между ними заключаются соответствующие правовые акты, формирующие и проявляющие их взаимоотношения, основывающие их обязанности по отношению друг к другу. Одним из основополагающих правовых актов явилась вышеназванная декларация.
Сегодня с высоты прожитых лет можно подчеркнуть неоценимую роль этого события в жизни нашего народа. Именно тогда Китай, подписывая совместную декларацию, по существу определил своё политико-экономическое отношение и, тем самым, поддержал Таджикистан в его стремлении закрепить свою независимость, обеспечить мир и стабильность в стране. Принятие Декларации было нацелено на укрепление добрососедских отношений путем расширения и углубления экономического и политического сотрудничества, взаимодействия сторон на международной и региональной арене в контексте противодействия таким вызовам и рискам как терроризм, сепаратизм и незаконная торговля наркотиками.
Однако, как бы то ни было все же центральным вопросом, из рассмотренных в декларации, являлось становление, расширение и углубление экономического сотрудничества, налаживание отношений в сфере науки, образования, культуры, информации, здравоохранение, туризма и др.
Истекшие 20 лет показали, что намеченные концептуальные направления взаимодействия между нашими странами два десятилетия тому назад оказались продуманными и в политико-экономическом плане обоснованными. Об этом говорят достигнутые успехи в наших отношениях, о чем свидетельствуют нарастающие темпы товарооборота и других форм финансово-экономического сотрудничества, которые постоянно расширяются. Достаточно подчеркнуть тот факт, что только за последние пять лет (с 2007 по 2011 гг.) товарооборот между нашими странами увеличился более чем в 8,4 раза. На долю Китая в 2011 г. приходилась свыше 20% экспорта, осуществляемого из Таджикистана, тогда как в 2007 г. эта цифра была всего лишь 5,7%. Особенно высокими темпами растет объем импорта разнообразных товаров в Таджикистан из Китая. В структуре внешнеторгового оборота Республики Таджикистан в 2012 г. КНР вышла на 3-ю позицию после России и Казахстана , но зато по общему объему инвестиций и льготных кредитов Китай прочно занимает первое место. Это означает, что за годы Таджикско-Китайского сотрудничества заметно выросли не только показатели товарооборота, но и еще более зримое очертание получила реализация ряда значимых инвестиционных и других проектов. По имеющимся данным в настоящее время Китай участвует в реализацию более 50 инвестиционных проектов, охватывающих ряд приоритетных отраслей экономики и инфраструктурных объектов. Среди этих проектов огромное значение имеют те, которые реализуются в сфере строительства и реконструкции автомобильных дорог. Именно эти объекты помогают Таджикистану соединить разные регионы страны в единое целое и, тем самым, обеспечить круглогодичное движение транспорта по всей его территории.
Вклад Китая огромен и в развитии энергетической отрасли Таджикистана. При участии Китайских инвестиций и льготных кредитов уже построена линия электропередач ?Юг-Север?, а на юге страны – ?Лолазор-Хатлон?. В настоящее время проектируется строительство ТЭЦ в г. Душанбе. Мы не исключаем возможное участие КНР и ее специалистов в строительстве ряда других энергетических объектов Таджикистана. Энергетика для нашей страны является ключевой и приоритетной отраслью, от состояния и развития которой зависит будущий прогресс страны. Дело в том, что экономика Таджикистана в большей степени является электроемкой. Например, алюминиевая и горнорудная промышленности потребляют основные объемы ныне производимой электроэнергии на действующих ГЭС. Страна испытывает определенные трудности из-за дефицита электроэнергии, особенно в осенне-зимний период. Да и сельское хозяйство не может успешно развиваться без машинного орошения, которое требует большого объема расходов электроэнергии. В этом отношении Китай мог бы не только расширить свое участие в реализации энергетических проектов Таджикистана, но и оказать ему необходимую помощь в оценке возможностей двустороннего сотрудничества, в разработке стратегии будущих действий.
В последние годы таджикско-китайское сотрудничество все больше охватывает реализацию инвестиционных проектов в отраслях промышленности. Одним из таких заметных проектов, реализуемых с участием Китайской стороны, является строительство металлургического завода в Гиссаре, который специализируется на выпуске арматуры и других конструкций и изделий. Мощность этого завода составляет до 400 тыс. тонн продукции в год. В настоящее время другая Китайская компания получила лицензию на разработку месторождения по добыче руды, содержащей свинец и цинк, а также по извлечению попутных элементов в виде золота и серебра. Впрочем, некоторые китайские компании уже в течение ряда лет успешно добывают золото и другие цветные металлы, которыми богаты недра Таджикистана. По всей вероятности в перспективе совместная деятельность таджикско-китайских компаний в сфере разработки и освоения горнорудного сырья расширится.
В ходе последнего официального визита Президента Эмомали Рахмона в КНР была достигнута договоренность о выделении китайских инвестиций в размере одного млрд. долларов США на строительство цементного завода мощностью до 3-х млн. тонн в год и, как отмечалось, ТЭЦ в г. Душанбе. Перечисленные мною объекты совместного сотрудничества не являются исчерпывающими. Китайские специалисты принимают участие в строительстве и реконструкции многих других отраслей экономики, социальной сферы. В частности, Таджикистан и Китай продолжают сотрудничать в аграрном секторе экономики. Опыт выращивания высокоурожайного зерна, кукурузы, хлопка, риса и других сельскохозяйственных культур в Китае очень востребован в Таджикистане, где обеспечение продовольственной безопасности ныне является одним из важнейших приоритетов государства.
Не останавливаясь на других направлениях двустороннего сотрудничества наших стран хочу подчеркнуть, что Китай, инвестируя в экономику Таджикистана, одновременно передает нашим специалистам опыт и навыки использования современной технологии строительных работ, организации труда и управления производством и др. В Таджикистане осознают, что результатом достигнутых успехов является не только инвестиции, которые сами по себе очень важны, но и новые знания, передовая технология, организация труда, без которых невозможно создать конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Именно этим объясняется стремление Таджикистана по мере необходимости наращивать численность студентов, проходящих обучение в вузах Китая. Одновременно мы считаем необходимым наращивать количество специалистов, направляемых в Китай для прохождения различного рода стажировок и повышения их профессиональной подготовки.
В свою очередь в Таджикистане в последние годы все больше проявляются заинтересованность молодежи к изучению Китайского языка и культуры. В связи с этим в вузах страны открываются курсы, отделения, а в Таджикском национальном Университете создан Культурно-образовательный центр Конфуция.
Расширяются и углубляются Таджикско-Китайские отношения не только на двусторонней основе, но и в формате Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которая с каждым годом открывает все более широкий простор для плодотворного взаимодействия. Ныне ШОС, как модель партнерства, основана на полном равноправии всех ее участников, на их взаимном доверии, на уважении к суверенному, самостоятельному выбору каждого народа, к его культуре, ценностям, традициям, на стремлении к совместному развитию. У Китая, как члена ШОС, как известно, имеются высокие технологии, инвестиции, квалифицированные специалисты. Все это в совокупности способно вести за собой многие направления дальнейшего развития экономики членов Организации. В связи с этим следует напомнить слова Председателя Ху Цзинтьтао, высказанные им в сентябре 2012 г. во Владивостоке на Саммите глав стран-членов АТЭС о том, что экономика Китая является локомотивом, который может тянуть за собой экономику стран региона. Думаю, что эти слова по праву могут быть отнесены и к экономике стран-членов ШОС.
Не останавливаясь на других аспектах таджикско-китайских отношений, необходимо подчеркнуть следующее.
Во-первых, несмотря на многовековую связь наших народов, их тесное партнерство получило новое дыхание и позитивную динамику именно за последние двадцать лет. Разумеется, несмотря на то, что это слишком малая историческая дистанция для полного осмысления и оценки событий тех лет, но, тем не менее, мы можем с уверенностью подчеркнуть, что принятие в марте 1993 года Совместной декларации положило фундаментальную основу наших отношений на протяжении всего последующего периода. Именно благодаря этой основе в настоящее время созданы все условия и предпосылки для широкого развития и углубления сложившейся связи и партнерства на уровне всеобъемлющего. При этом имеется в виду, что отношения между нашими странами, находясь исключительно на высоком уровне, одновременно способствуют формированию крепкого политического доверия, присущего только дружественным странам и их народам.
Во-вторых, мы осознаем, что сегодня основными тенденциями мирового развития является интеграция, расширение диверсификации внешнеполитической и внешнеэкономической связи. Однако, по нашему мнению, это вовсе не исключает, чтобы страны имели определенный приоритет в выборе путей сотрудничества по самым различным областям экономики, политики, науки, образования, культуры и т.д. с теми или иными партнерами без ущерба собственных национальных интересов.
В-третьих, за годы независимости Таджикистан в лице Китайской Народной Республики обрел важного дружественного партнера, который оказался способным бескорыстно на систематической основе наполнить существующие отношения всеми атрибутами современного сотрудничества – экономического, политического, гуманитарного и других составляющих. Все это дает основание нынешний уровень Таджикско-Китайского сотрудничества характеризовать как стратегический.
В-четвертых, за годы независимости Таджикистан решил исключительно тяжелые задачи – добился в стране установления мира и национального согласия, снял проблему, связанную с таджикско-китайской границей, которая была унаследована от истории, а также сделал необходимые шаги по формированию механизмов государственных скрепов. Все это позволило стране постепенно перейти от нестабильного состояния экономики к режиму ее относительно устойчивого роста в тесной увязке с макроэкономическими, институциональными и другими составляющими элементами. При этом обращено особое внимание на принятие системных мер, связанных с обеспечением финансовой стабильности, повышением эффективности и регулированием денежно-кредитного рынка, улучшением деятельности системообразующих банковских и инвестиционных институтов.
В-пятых, в Таджикистане хорошо осознают, что для достижения стабильного экономического роста в стране необходимы качественные инвестиции, современная технология, квалифицированные специалисты, развитое транспортное сообщение, связывающее регионы, благоприятный инвестиционный климат, прозрачные мотивационные законы, регулирующие все стороны рыночных отношений. В настоящее время по всем этим направлениям ведется соответствующая работа на уровне правительства и парламента.
В-шестых, в Таджикистане, как и во многих других странах, в качестве одного из препятствующих факторов, мешающих развитию экономики, рассматриваются нарастающие масштабы коррупционной деятельности чиновников. В связи с этим все больше и больше в средствах массовой информации акцентируется внимание на опыт противодействия коррупции в Китае, упоминается его ?Белая книга?, где изложены основные принципы, формы и методы борьбы против расширения и искоренения коррупционной деятельности. В этом видится стремление китайского руководства, образно говоря ?помочь расти всему полезному, защищая культурные растения от сорняков?.
В-седьмых, у нас в стране глубоко заинтересованы в заимствовании Китайского опыта осуществления экономической реформы, особенно того его стержня, который обеспечивает эффективность системы управления производством, организации труда и его мотивации.
Разумеется, все это может быть воспринято и использовано в рамках национальной стратегии развития, которая должна исходить из наличия внутренних ресурсных и других возможностей с учетом их наполнения всеми факторами внешнеэкономической деятельности.
Безусловно, отношения Китая и Таджикистана – многоплановые, они охватывают широкий спектр проблем не только экономических, но и дипломатических, геополитических, научно-технических, социально-гуманитарных и др. Но я, прежде всего, рассматриваю их через призму экономики, которая является определяющей.
В заключение хочу подчеркнуть, что отношения Таджикистана и Китая имеют не только исторические корни, уходящие вглубь веков, но и современную прочную основу, а также далеко идущие перспективы. Именно в этом контексте видится широкое поле многопланового и взаимовыгодного сотрудничества наших стран в настоящем и будущем.
|