6 апреля в городе Алматы Казахстана завершились переговоры между Ираном и "шестеркой" стран-посредников. Данная встреча является вторым по счету с начала этого года раундом переговоров, в котором приняли участие стороны, проявляющие интерес к ядерной проблеме Ирана. Несмотря на то, что существенных сдвигов в ходе переговоров достигнуто не было, стороны продолжают заявлять о своем намерении продолжить поддержание диалога.
В феврале этого года "шестерка" стран направила в адрес Тегерана новые предложения, предусматривающие необходимость прекращения иранской стороной своей "ядерной деятельности" и отмену направленных против Ирана санкций, а также оговаривающие ряд иных факторов. Как сообщил один из иранских дипломатов, "шестерка" предложила Тегерану в течение 6 месяцев удовлетворить требования, касающиеся, в частности, ограничения деятельности завода по обогащению урана в Фордо. В случае выполнения подобного условия международное сообщество обязуется приступить к поэтапному снятию санкций против Тегерана в области нефтехимической промышленности, в рамках банковского сектора и в области торговли драгоценными металлами. Новые требования оказались более мягкими по сравнению с тем, что иранской стороне предлагалось выполнить прежде.
Тем не менее, ответная реакция Тегерана на предложение, сделанное в рамках прошедшего в городе Алматы первого раунда переговоров, оказалась неожиданной для всех: на состоявшейся после завершения переговоров пресс-конференции секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана и главный представитель республики на переговорах по ядерной проблеме Сайед Джалили сообщил СМИ о том, что иранская сторона имеет право заниматься обогащением урана. По словам представителя, Тегеран уже направил в адрес "шестерки" план действий, и результаты переговоров зависят от искренности стран-посредников.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил о том, что Иран уже дал ответ на новые предложения, при этом ответ иранской стороны сам по себе породил "еще больше проблем", и достигнуть взаимопонимания "шестерке" и Ирану не удалось. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон выразила свою надежду на то, что на предложения "шестерки" иранская сторона даст четкий однозначный ответ.
Несмотря на наличие тенденции к расширению области взаимных разногласий, стороны по-прежнему заявляют о своем намерении продолжить поддержание диалога. Как считают аналитики, Тегеран не откажется от диалога с международным сообществом и будет проводить политику, направленную на то, чтобы выиграть время. В связи с тем, что в июне в Иране состоятся президентские выборы, Тегеран пока не будет рисковать и менять свою позицию и стратегию в отношении иранской ядерной проблемы. Иран выражает свою уверенность в том, что в условиях нынешней ситуации США не решатся пойти на более строгие карательные меры, нежели действующие экономические санкции. В свою очередь Израиль также по-прежнему не готов нанести по Тегерану военный удар. В связи с этим затягивание процесса проведения переговоров для иранской стороны оказывается выгодным.
Стоит отметить, что нахождение окончательного долгосрочного решения иранской ядерной проблеме возможно лишь в том случае, если каждая из заинтересованных сторон будет стремиться к продолжению поддерживаемого диалога, путем переговоров уменьшая количество существующих взаимных разногласий и добиваясь все более определенного единства мнений в отношении данного вопроса. --0--